Наиболее распространенными являются зубчатые редукторы. Они характеризуются надежностью и длительным сроком службы. Принцип работы основывается на организации передачи движения зубчатыми колесами с помощью зацепления зубьев. Чаще всего редукторы классифицируют на группы в зависимости от конструктивных особенностей.
Цилиндрические редукторы
Цилиндрические редукторы – это вид редукторов, в которых рабочая поверхность зубчатого колеса и шестерни имеют цилиндрическую форму. Они способны почти без потерь передавать большую мощность. КПД данного вида редукторов достигает 98%. Отличаются надежностью в эксплуатации и длительным рабочим ресурсом. Используются в режиме неравномерных нагрузок в оборудовании с частыми запусками и остановками.
Плюсы цилиндрических редукторов:
Они подходят для передачи больших крутящих моментов и могут обеспечить вращение валов в любую сторону. Количество передач в цилиндрических редукторах любое. Валы размещаются в любом положении.
Цилиндрические редукторы классифицируют по форме зубьев на следующие виды:
· Прямозубые. Это простые в изготовлении механизмы, зубья в которых отличаются закругленной поверхностью, что обеспечивает максимальную площадь контакта. Снижение трения уменьшает нагрев поверхностей и позволяет увеличить КПД до 98%. Минусы – большая шумность и невысокая мощность. Получение большого усилия возможно только при наличии в конструкции крупногабаритных колес с большой шириной обода.
· Косозубые. В конструкциях зубья располагаются под углом, что обеспечивает максимальную площадь контакта в колесах с одинаковой шириной обода. В процессе движения зубья плавно заходят в зацепление, что обеспечивает бесшумную работу редуктора даже при больших нагрузках. Более высокая площадь трения приводит к нагреву поверхностей деталей и снижению КПД. Минус механизмов – существенные осевые нагрузки, воздействующие на подшипники.
· Шевронные. В конструкции на валу устанавливается два колеса с наклоном зубьев в противоположные стороны. Это позволяет компенсировать отрицательные осевые нагрузки. Механизмы обеспечивают высокую мощность, поэтому используются при больших нагрузках. Привлекательным эксплуатационным фактором является бесшумная работа. Минус конструкции – сложность технологического процесса.
Конические редукторы
Их конструктивная особенность – коническая форма рабочей поверхности шестерни и колеса. Валы в механизмах установлены под углом. Зубья могут иметь коническую или радиальную форму. Редукторы данного типа обеспечивают вращение в любую сторону.
Механизмы отличаются повышенной безопасностью при эксплуатации. Они характеризуются высокой аксиальной и радиальной несущей способностью. В числе других преимуществ:
Червячные редукторы
В редукторах используется принцип зацепления червяка, оснащенного резьбой, с зубьями колеса. Валы устанавливают в разных плоскостях перпендикулярно. Вращаясь, червячный элемент сцепляется с несколькими зубьями колеса. В процессе сильного трения возникает тормозящий момент. Это исключает проворачивание колеса и сдвиг червяка. Самоторможение – это уникальное свойство червячных редукторов. Механизмы устанавливают в грузоподъемном оборудовании для исключения случайного падения подвешенного груза.
В числе их преимуществ такие как:
Минусом червячных редукторов считают невысокий КПД. Кроме этого в процессе работы механизмов отмечается перегрев поверхностей. Для исключения поломок по этой причине необходимо предусмотреть систему охлаждения.
Планетарные редукторы
В таких механизмах в корпусе устанавливают одно основное неподвижное колесо (солнечная шестерня) и несколько вспомогательных подвижных шестерен (сателлитов), вращающихся в процессе работы вокруг него. Сателлиты зафиксированы на водиле – конструкции, соединенной с выходным валом, обеспечивающей синхронное вращение.
Планетарные редукторы характеризуются большой мощностью. Их плюсами также являются:
-
Небольшие габариты.
-
Ремонтопригодность.
-
Плавный ход.
Комбинированные редукторы
В конструкции этих механизмов установлены передачи различных типов. Наиболее частое сочетание передач – цилиндрические с червячными или коническими. Но могут быть и другие варианты.
Широко используются моторы-редукторы. В корпусе таких устройств устанавливается двигатель и передаточный механизм. Привод обычно оснащается с одной или двумя коническими или червячными передачами.
К новшествам относятся волновые редукторы. В механизмах для передачи крутящего момента используют колебания шестерни, которая устанавливается внутри колеса. На сегодня инновационные модели не стали востребованными.
Рекомендации по выбору редуктора
Основным параметром выбора редуктора является мощность на выходном валу. Это расчетный показатель, который зависит от количества оборотов двигателя и передаточного числа.
Важно при выборе оборудования обращать внимание на расположение валов. В цилиндрических редукторах оно может быть односторонним. Для крепления используют фланцевые соединения.
В маркировке оборудования производители указывают межцентровое расстояние между валами. Это важный параметр, который используется для корректного подсоединения механизма.
Дополнительно необходимо обратить внимание на следующие:
Распространенные неисправности
При корректной эксплуатации в соответствии с рекомендациями производителя можно минимизировать риски возникновения неисправностей. Обязательно нужно проводить с определенной периодичностью (она указывается в техническом паспорте) техническое обслуживание оборудования. Регулярно следует отслеживать уровень масла и при необходимости выполнять его замену.
Наиболее частой неисправностью редуктора является перегрев, который повышает вероятность его поломки. Он отмечается при недостатке смазки. Причиной перегрева может стать использование несоответствующего масла. При перегреве агрегат может выйти из строя, а зубчатые зацепления могут заклинить.
Разъемы между корпусом и крышками при сборке редуктора герметизируют специальными составами. Это позволит исключить потерю масла в процессе эксплуатации механизма. Важно регулярно менять герметик во время проведение работ по техническому обслуживанию.
Одна из основных причин выхода из строя редуктора – перегрузки. Они напрямую разрушают зубья механизма, которые проблематично восстановить. В процессе эксплуатации редуктора важно, чтобы его характеристики соответствовали параметрам двигателя.