+7 (495) 229-04-51 будние дни с 9 до 17 часов
Каталог товаров Каталог товаров
Сравнение Избранное Корзина

Как понять, что подшипник пора менять

Указанный в техпаспортах рабочий ресурс подшипников – условная величина, отражающая усредненную эксплуатационную долговечность. В приложенной к изделиям документации производители указывают среднестатистическое количество оборотов, которое совершают детали перед появлением признаков предстоящего разрушения. Но вследствие несоблюдения правил использования и установки продолжительность службы существенно сокращается. 

Определить преждевременный износ можно по проявлениям, нехарактерным для стандартной работы устройств. Разберем, какие показатели помогут понять, что подшипник пора менять.




Типичные причины ускорения износа подшипников 

Специфика эксплуатации подшипников предопределяет, что деталь раньше или позже придет в непригодность из-за усталостного разрушения сепараторов и тел качения. Продолжительность службы без повреждений зависит от скорости вращения и размера нагрузки. Если при использовании соблюдались рекомендации изготовителя, сборочный узел не придется менять раньше обещанного производителем срока.  

Усталостное разрушение металлических компонентов – результат переменных напряжений, действующих на подшипник во время работы механизма. Под нагрузками в телах и на дорожках качения появляются микроскопические трещины и раковины, разрастание которых завершается необратимым разрушением. Сепараторы разрушаются значительно быстрее, чем тела качения, так как в их изготовлении используют сплавы с более низкой сопротивляемостью механическим воздействиям. Поэтому на них ориентирован расчетный эксплуатационный срок.   

К факторам, сокращающим расчетный срок службы подшипников, относятся:

  • превышение допустимой нагрузки;

  • недостаток смазочного материала;

  • выбор неподходящего вида смазки;

  • нарушение правил монтажа, вмятины, эксцентрические перекосы;

  • посадка сборочного узла с чрезмерным натягом;

  • неэффективность или повреждение уплотнителей;

  • влажность выше эксплуатационного предела;

  • загрязнители, смазки с измененной структурой и плотностью из-за превышения температуры;  

  • инородные тела, отделившиеся частицы при коррозионном и усталостном разрушении.

Зачастую износ подшипника ускоряет комплекс перечисленных факторов, так как на рабочем месте бывает сложно создать для детали идеальные условия. Важно своевременно выявить нарушения, обращая внимания на характерные признаки. Несвойственные стуки, повышение вибрации, шумы, излишний нагрев просигнализируют о необходимости замены или проведении текущего обслуживания.    

Вибрация 

Основной признак износа, требующий замены сборочного узла, сигнализирует о повреждении дорожек качения. Вибрация показывает, что шарики или ролики движутся неравномерно, хаотично перемещаются, сталкиваются. Кроме того, вибрация дополнительно ускоряет износ, так как стимулирует разрушение металлических компонентов, в которых уже образовались усталостные микротрещины, коррозионные каверны, задиры. 

Чем больше энергия колебаний, вызванных вибрированием, тем быстрее разрушится поврежденный подшипник. Менять деталь следует при первых проявлениях, так как разрушенный подшипник может стать причиной аварии. К примеру, из-за неисправного ступичного подшипника может заклинить колесо на автотрассе, что создает угрозу для всех участников дорожного движения. 

Вибрация не свойственна подшипникам, тела качения которых погружены в смазочную масляную ванну. 

Рост тепловыделения и шума     

Избыточный нагрев – признак усиленного трения. Металлические детали сборного узла из-за трения быстро нагреваются, передавая тепло корпусу. Распространенная причина заключается в недостатке смазочного материала, который своевременно не пополняется или не удерживается некачественным уплотнителем. Активное тепловыделение на фоне трения отмечается при деформации подшипника и при нарушении монтажных правил.

Распространенной причиной роста тепловыделения за счет трения являются микрочастицы разрушающегося подшипника и внешние загрязнители, которые притормаживают движение тел качения. Дальнейшее разрушение металлических компонентов неизбежно приводит к заклиниванию сепаратора подшипника. 

Кроме регулярного осмотра и смазки подшипника, требуется периодическое измерение температуры электронным или жидкостным прибором. Если повышение происходит из-за несоответствия эксплуатационной нагрузки, вынужденных резких запусков и остановок, замену можно отложить на некоторый период, но применять для смазки составы с охлаждающим эффектом. 

Металлический скрежет и стук 

Громкий звук и скрежетание – результат неправильного монтажа подшипника на валу или деформационного изменения детали, при котором тела качения заклинивает в дорожках. Шумы этой категории возникают, потому что во время установки выбрана неправильная посадка, некачественно произведена центровка вала. К типичным причинам также относят чрезмерный натяг.  

Слишком сильный металлический звук подшипники издают при появлении усталостных и поверхностных трещин, сколов, глубоких царапин. Шум во время работы бывает следствием попадания сора из-за поврежденных уплотнителей. Нередкой причиной засорения и последующего скрежета бывают глубокие раковины, образованные в результате ржавления. Независимо от причины, подшипник следует заменить. 

Люфт сопряженных деталей 

Появление осевого зазора подшипника – показатель смещения внутренних колец относительно оси. Если люфт незначительный, можно отрегулировать положение с помощью установочных шайб. Возможно, они были слабо зафиксированы. Радиальный люфт появляется, если повреждены контактные поверхности сборочного узла. При радиальном увеличении зазора изношенный подшипник следует поменять.  

Каждый из перечисленных симптомов, сигнализирующих о повреждении компонентов подшипника, не только указывает на типичный участок неполадки, но и помогает установить причину сбоя в работе механизма. Избыточный нагрев, вибрация, посторонние шумы, люфт позволяют определить, где и как были допущены ошибки монтажа или эксплуатации. Выяснение причин необходимо, чтобы избежать повторных повреждений подшипникового узла.



Подбираем армированные манжеты правильно
Основная задача сальника – предотвращение утечки рабочей среды (вода, минеральное масло, газ).
Подробнее
Стыковка конвейерных лент: методы и особенности
Сегодня конвейерный механизм широко используется в разных сферах. Такое оборудование необходимо на крупных предприятиях тяжелой и пищевой промышленности, в супермаркетах. Новые ленты, ка...
Подробнее