Шарнирный подшипник: основные виды, эксплуатационные параметры
Шарнирные подшипники передают радиальные, осевые и комбинированные нагрузки с помощью внутренних и наружных колец, со сферическими поверхностями скольжения.
Шарнирные подшипники передают радиальные, осевые и комбинированные нагрузки с помощью внутренних и наружных колец, со сферическими поверхностями скольжения.
Конструктивно шарнирный подшипник представляет собой сочетание следующих элементов в сборе:
наружной обоймы с внешней цилиндрической и внутренней вогнутой сферической поверхностями;
внутренней обоймы с внешней выпуклой сферической и наружной цилиндрической поверхностями.
Наружная обойма шарнирного подшипника крепится в неподвижной детали машины или механизма, а в цилиндрическое отверстие внутренней обоймы вставляется вал или ось, которая должна перемещаться в радиальном и осевом направлениях.
В зависимости от способа смазывания сопряженных сферических поверхностей различаются шарнирные подшипники:
с подводом смазки, которая необходима при обеих стальных сопрягаемых полусферических поверхностях;
без подвода смазки, когда материал одной из поверхностей отличен от стали и обладает эффектом самосмазывания (металлофторопласт или органоволокнит).
В зависимости от условий эксплуатации различаются следующие изделия:
1. Для подвижных соединений, в которых равномерно движутся внутренняя и внешняя обоймы при незначительной интенсивности скольжения.
Имеются следующие модификации:
Маркировка подшипника |
Наличие смазочных отверстий и канавок |
|
на внутреннем кольце |
на внешнем кольце |
|
Ш, ШП, ШЛ |
нет |
нет |
ШС, ШСП, ШСЛ |
есть |
нет |
ШС...К1, ШСП...К1, ШСЛ...К1 |
нет |
есть |
ШС...К, ШСП...К, ШСЛ...К |
есть |
есть |
Имеются модификации ШМ, ШМП, ШМЛ, в конструкции которых отсутствуют отверстия и канавки, но предусмотрены небольшие зазоры.
Существует несколько неметаллических материалов используемых в шарнирных подшипниках:
Металлофторопласт - разработаны для использования в неподвижных соединениях и имеют тип исполнения ШН.
Органоволокнит - хорошо подходит для изделий используемых в подвижных соединениях, оснащенных двухразломными внешними кольцами. Изделия имеют тип исполнения ШЛТ.
Композиционный материал - используется для изготовления внутренних колец на основе полиамида и фторопласта в изделиях, имеющих тип исполнения Ш…Е.
При необходимости восприятия радиальных и осевых нагрузок используются радиально-упорные шарнирные подшипники, имеющие тип исполнения ШУ.
Если по условиям эксплуатации шарнирный узел должен быть разборным, то внешняя обойма подшипника выполняется из двух полуколец, а изделие имеет тип исполнения ШСР.
Нормальный нагрев подшипникового узла с твердостью материала 59…65 HRC при использовании шарнирной конструкции может составлять 120 °С, а кратковременное повышение температуры до 150 °С не приведет к разрушению подшипника.
При необходимости работы шарнирного узла в более жестких условиях требуются специальные технические решения, позволяющие выдерживать повышенный нагрев.
Шарнирные подшипники могут эксплуатироваться при повышенной запыленности и отсутствии смазки, если это не носит постоянного характера.
При монтаже шарнирного подшипника:
Паз наружного кольца и поясок на внутреннем кольце должны располагаться перпендикулярно воспринимаемой нагрузке.
Угол качания одного из колец может достигать 45 градусов в плоскости, расположенной под углом 90 градусов к оси посадочных диаметров.
Не допускается превышение значения осевых нагрузок относительно радиальных больше, чем на 10%, и они должны восприниматься стороной наружного кольца, не имеющей пазов.
Особенности маркировки шарнирных подшипников
Маркировка шарнирного подшипника содержит:
Дополнительное обозначение степени точности - 1 или 2 (1 - высокой точности; 2 - нормальной точности, и не указывается в обозначении).
Размерная серия шарнирного подшипника - (Е, 7, 2, G, С - основная), (3, 5, 6, 8, 9 - специализированная), (Н - с нестандартными размерами).
Обозначение соединения (подвижное и неподвижное)
Ш |
шарнирный подшипник для подвижных соединений без отверстий и канавок для смазки |
ШЛ |
шарнирный подшипник без отверстий и канавок для смазки и с двумя разломами наружного кольца в поперечном направлении |
ШС |
шарнирный подшипник для подвижных соединений с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце; |
ШП |
шарнирный подшипник без отверстий и канавок для смазки и с одним поперечным разломом на наружном кольце; |
ШСП |
шарнирный подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце и с одним поперечным разломом на наружном кольце; |
ШСЛ |
шарнирный подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце и с двумя разломами наружного кольца в поперечном направлении; |
ШСР |
шарнирный подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце и с разъемом наружного кольца в продольном направлении |
ШСШ |
шарнирный подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце и с широким внутренним кольцом |
ШН |
шарнирный подшипник для подвижных соединений с поверхностью скольжения сталь / металлофторопласт - имеют неразъемную конструкцию |
ШЛТ |
шарнирный подшипник для подвижных соединений с поверхностью скольжения сталь / органоволокнит и наружные кольца имеют двухразломную конструкцию |
Ш..Е |
шарнирный подшипник с внутренними кольцами из композиционного материала - смеси полиамида с фторопластом |
ШУ |
радиально-упорные шарнирные подшипники |
ШВХ |
шарнирный подшипник с хвостовиком |
ШМ |
шарнирный подшипник для неподвижных соединений без отверстий и канавок для смазки |
ШМП |
подшипник без отверстий и канавок для смазки с одним поперечным разломом на наружном кольце |
ШМЛ |
подшипник без отверстий и канавок для смазки и с двумя разломами наружного кольца в поперечном направлении |
Обозначение внутреннего диаметра.
Дополнительное обозначение
Б |
одно или два кольца из бронзы; |
Е |
одно или два кольца из полимерного материала; |
И |
поверхность скольжения покрыта дисульфидом молибдена; |
К |
канавка и отверстие для смазки на внутреннем и наружном кольцах; |
К1 |
канавка и отверстие для смазки на наружном кольце; |
Л |
одно или два кольца из латуни; |
Р |
одно или два кольца из теплостойкой стали; |
Т |
температура отпуска; |
У |
уменьшенный внутренний осевой зазор; |
Э |
оси наружного и внутреннего колец смещены относительно друг друга (эксцентриковый подшипник); |
Ю |
одно или два кольца из нержавеющей стали; |
Ю2 |
поверхность скольжения – нержавеющая сталь/серебро (покрытие сферы внутреннего кольца серебром); |
Я |
одно или два кольца из редко применяемых материалов. |
Менеджер компании свяжется с Вами
Теперь вы сможете получать выгодные предложения.
Мы получили ваше сообщение и благодарим за ваш отзыв.