

Наиболее распространенным приводом машин и механизмов является трехфазный асинхронный электродвигатель, который обычно подключается к сети с напряжением 380 В. Бытовая электросеть имеет одну фазу и напряжение 220 В, которое без дополнительных устройств не сможет привести в движение электрический агрегат промышленного исполнения.
Рассмотрим какие существуют схемы подключения трехфазных асинхронных двигателей к сетям с различным питающим напряжением.
Всего существует 4 типа электрических сетей:
Область применения |
Напряжение, В |
Число фаз |
Бытовая техника |
220 |
1 |
Корабельное оборудование |
220 |
3 |
Промышленное маломощное оборудование |
220/380 |
3 |
Промышленные высоковольтные агрегаты |
380/660 |
3 |
Для определения напряжения сети необходимо замерить напряжение между проводниками:
между любым фазным и нулевым проводниками должно быть 220/380 В, для сетей 220/380 и 380/660 соответственно;
между фазными проводами напряжение составляет 380/660 В, для сетей 220/380 и 380/660 соответственно.
Цветовая маркировка проводов в трехфазных сетях и оборудовании
Конструкция асинхронных двигателей подразумевает наличие трех обмоток, имеющих начало и конец и подключаемых к определенной фазе.
В клеммных коробках электродвигателей применяется маркировка, позволяющая определить места присоединения проводов в зависимости от выбранной схемы подключения:
Обозначение фазы |
Старая маркировка (СССР) |
Современные обозначения |
|
А |
начало |
С1 |
U1 |
конец |
С4 |
U2 |
|
В |
начало |
С2 |
V1 |
конец |
С5 |
V2 |
|
С |
начало |
С3 |
W1 |
конец |
С6 |
W2 |
Схема подключения «треугольником»
При данной схеме подключения электродвигателя:
обмотки подключаются последовательно (конец предыдущей к началу следующей);
каждая обмотка будет запитана наибольшим напряжением в сети (380 В для сети 220/380 и 660 для сети 380/660);
протекающий ток имеет наибольшее значение;
может быть подключено мощное оборудование (от 7,5 кВт).
Схема подключения «звездой»
Использование такой схемы подключения имеет следующие особенности:
все обмотки соединяются в одной точке и каждая их них в отдельности запитывается напряжением 220(380) В;
к двум последовательно включенным обмоткам подводится напряжение 380(660) В;
низкие пусковые токи, благодаря распределению напряжения 380 в между двумя обмотками;
меньшая мощность агрегатов, которые могут быть запитаны (до 7,5 кВт);
полезная мощность в 1,5 раза ниже номинального значения.
Двигатель, рассчитанный на эксплуатацию при напряжении 380 В, может быть запущен в работу и функционировать при питании от сети 220В, но для этого потребуются дополнительные устройства и схема может быть:
с конденсатором или без;
с однонаправленным вращением или возможностью реверсирования.
При использовании в качестве накопителя заряда, необходимого для запуска и работы трехфазного двигателя, одного рабочего конденсатора схема собирается в следующей последовательности:
на клемму U1(C1) подключается нулевой провод (N) синего/голубого цвета;
на клеммы V1(C2) и W1(C3) подключаются провода со свободными концами;
провод от клеммы W1(C3) разрывается конденсатором (Ср) и соединяется с проводом от клеммы V1(C2);
объединенный фазный проводник (L) через однополюсный автоматический выключатель (CF) присоединяется к фазе от сети.
Схема подключения электродвигателя с рабочим конденсатором: 1 - треугольником; 2 - звездой
Если при пуске двигателя требуется значительное усилие, то помимо рабочего конденсатора потребует дополнительный пусковой накопитель заряда, который увеличивает мощность на пуске и отключается после выхода на режим.
Особенности схемы подключения:
пусковой конденсатора (Сп) находится после автоматического выключателя (CF);
рабочий конденсатор (Ср) разрывает фазный проводник (L), соединяющийся с проводом после пускового конденсатора (Сп).
Схема подключения электродвигателя с рабочим и пусковым конденсатором: 1 - треугольником; 2 - звездой
к клемме U1(C1) присоединяется нулевой провод (N) синего/голубого цвета;
к клемме V1(C2) подводится фазный провод напрямую от сети 220 В;
Современные технические решения позволяют подключить трехфазный асинхронный двигатель к однофазной сети 220 В не применяя конденсаторы, для чего потребуется собрать схему в которой:
организована подача напряжения на одну из обмоток с запаздыванием, посредством включения в схему сопротивлений (R1, R2);
в результате срабатывая резистивно-емкостного элемента происходит сдвиг фаз токов, позволяющий запустить вращение двигателя;
подача напряжения осуществляется через симистор (VS2), который срабатывает по сигналу димистора (VS1), активирующегося при наполнении конденсатора (С).
Схема подключения электродвигателя без использования конденсаторов
Выбор схемы подключения зависит от типа электродвигателя и основных требований к его работе, заложенных конструктором.
Менеджер компании свяжется с Вами
* в будние дни, с 9 до 17 часов
Теперь вы сможете получать выгодные предложения.
Мы получили ваше сообщение и благодарим за ваш отзыв.