+7 (495) 229-04-51 будние дни с 9 до 17 часов
Каталог товаров Каталог товаров
Сравнение Избранное Корзина

9 частых неисправностей электродвигателя

Электродвигатели являются самым распространенным приводом динамических агрегатов, преобразующим электрическую энергию в кинетическую. В силу своей простоты, эффективности и надежности наибольшее применение в промышленности получили трехфазные асинхронные двигатели, питающиеся от сети с напряжением 380 В.

В процессе эксплуатации техническое состояние любого оборудования, включая не требующие постоянного обслуживания электродвигатель, ухудшается, вплоть до полного отказа. Избежать серьезных поломок поможет только своевременная диагностика работающего оборудования.


Наиболее частые поломки электродвигателей

Межвитковое замыкание – явление короткого замыкания между витками обмотки катушки или ее секции, возникающее в результате: длительной работе при нагрузке на двигатель выше номинальной, повреждении изоляции или перекрещивании проводников. Для выявления необходимо сравнить сопротивление и рабочий ток каждой из трех обмоток двигателя. Нагрев – главный признак межвиткового замыкания.

Обрыв обмотки – это обрыв провода внутри обмотки электродвигателя, который происходит из-за: короткого замыкания или надлома в результате частых перегибов лобовых частей при обслуживании.

Первичным признаком обрыва обмотки является перегрев корпуса электродвигателя и значительное снижение его полезной мощности, которое определяется по ухудшению работы приводимого в работу механизма (например, снижение производительности насоса).

Неисправность подшипников, сопровождающаяся ухудшением работы электродвигателя при их износе (снижение мощности, повышение электропотребления) или остановкой при заклинивании. Износ подшипниковых опор вращающихся деталей, определяемый по повышенному шуму, нагреву узлов установки и вибрации. Заклинивание подшипников сопровождается остановкой электродвигателя по срабатыванию защиты от перегрузки.

Отсутствие питающего напряжения, выражающееся обычно в отключении электрооборудования, находящегося в работе, и невозможности пуска в работу выключенного (резервного) оборудования. Причиной отсутствия напряжения является обрыв одной или двух фаз цепи питания. Если при нажатии пусковой кнопки не происходит включения двигателя, то надлежит выполнить последовательную проверку питающей цепи от источника (подстанция) до ввода проводов в клеммную коробку электродвигателя.

Задевание ротором статора, идентифицируемое по затрудненному вращению вала электродвигателя при контрольном прокручивании или пуске, снижению скорости вращения или задымлению из корпуса.

Причинами неполадки могут стать:

  • прогиб вала из-за деформации при сборке или вследствие длительного простоя без прокручивания;

  • искривление магнитопровода;

  • повышенный износ и/или перекос подшипников в опорных узлах.

Нарушение целостности корпуса, заключающееся в его механическом повреждении в результате ударного механического воздействия различной природы:

  • падение двигателя с большой высоты;

  • воздействие ударного инструмента или механизма;

  • падение тяжелых предметов на корпус двигателя.

В большинстве случаев ремонт корпуса не имеет смысла, потому что является литым изделием и при выполнении его ремонта происходит смещение опорных подшипниковых узлов, сопровождающееся перекосом ротора.

Нарушение равномерности зазора между ротором и статором, в результате которого происходит одностороннее притяжение, сопровождающееся повышением нагрузки на вал и опорные элементы.

Признаками неисправности могут служить: снижение пускового момента, увеличение шума при работе, повышенная вибрация корпуса и подшипниковых узлов.

Разбалансировка ротора, представляющая собой отклонение оси вращения ротора от центрального положения, вследствие смещения его массы из-за:

  • нарушения посадки дисков;

  • ослабления крепления комплектующих деталей.

Выявить неполадку можно по увеличенной вибрации корпуса и/или опорных узлов при безупречной центровке валов двигателя и приводимого в работу механизма.

Неисправность обдува сопровождается чрезмерным нагревом корпуса, выявляемым при его касании, и происходит, если крыльчатка обдувающая электродвигатель:

  • отсутствует, вследствие некачественной сборки;

  • перевернута при установке на вал;

  • имеет дисбаланс.

Предотвращение поломки электродвигателя

Для минимизации простоев электрооборудования из-за неисправностей двигателей существует четкий регламент, состоящий из комплекса разработанных мероприятий.

Организация мониторинга состояния и текущего обслуживания в объеме:

  • регулярный контроль состояния (температура корпуса, шум, вибрация) обслуживающим персоналом;

  • периодическая проверка нормального уровня вибрации по контрольным точкам;

  • регулярное прокручивание резервного оборудования для исключения прогиба валов и пролежней подшипников;

  • подбивка смазки в подшипниковые узлы по показаниям вибродиагностики;

  • периодический переход с основного на резервное оборудование, чтобы наработка была равномерной.

Оснащение оборудования средствами контроля параметров и автоматического отключения, включающее в себя:

  • частотные преобразователи, для регулирования нагрузки;

  • устройства плавного пуска, чтобы исключить перегрузку при запуске в работу;

  • термисторы внутри обмотки, дублирующие тепловую защиту при ее неисправности;

  • датчики температуры подшипников, с отключением по превышению допустимых показателей;

  • стационарную систему вибромониторинга, для контроля состояния в режиме реального времени.

Рассмотренные неисправности являются наиболее встречающимися независимо от условий эксплуатации.

Конвейерное оборудование: что нужно для производства?
В машиностроении производство конвейеров пользуется популярностью. Это очевидно, ведь любая промышленная линия нуждается в конвейерном оборудовании. Организовав производство с помощью ко...
Подробнее
Конвейерная лента с гофробортами и перегородками, особенности, выбор, маркировка
Разновидности, особенности эксплуатации, технические характеристики и сфера применения конвейерных лент с гофробортами....
Подробнее
Как подобрать приводной ремень
Клиновые ремни используются для передачи крутящего момента от привода к исполнительному механизму. Чтобы обеспечить надежную работоспособность клиноременно...
Подробнее