При установке подшипников в большинстве случаев их предварительно подогревают в масляной ванне, в результате чего происходит расширение металлической обоймы и ее смазывание, которое облегчает монтаж. После длительной эксплуатации подшипников на посадочных местах, происходит адгезия их внешних контактирующих слоев, в результате чего снятие опоры становится затруднительным и требует специальных навыков.
Демонтаж подшипника съемником
Чтобы сдвинуть прикипевшую опору на валу, необходимо приложить продольное усилие, для создания которого используются специальные съемники - механические и гидравлические.
Принцип действия таких устройств является схожим:
-
захват с лапами нужен для захвата наружной/внутренней обоймы подшипника;
-
шток с центрирующим конусом упирается в торец вала или дно крышки при посадке по внутренней / внешней обойме соответственно;
-
после захвата обоймы и фиксации штока, захватывающий механизм перемещается вдоль продольной оси с помощью привода (механического или гидравлического).
Для предотвращения поломки съемника и его соскакивания при избыточном усилии снятия, в составе устройства предусматривается предохранитель, разрушающийся при достижении критического значения усилия. Для облегчения снятия подшипников, особенно крупногабаритных, возможен нагрев с использованием горелки, в результате которого металл расширяется и демонтировать внутреннюю обойму становится проще.
В механическом съемнике продольное усилие создается с помощью передачи винт - гайка с резьбой, шагом которой можно регулировать прикладываемое усилие и скорость снятия. Гидравлический привод позволяет достичь большего значения продольного усилия и наиболее востребован при работе с крупногабаритными подшипниками, например, для центробежных насосов и компрессоров.
Снятие подшипников подручными средствами
При отсутствии под рукой съемника, демонтаж подшипника можно выполнить с использованием подручных средств:
1. Пары рычагов (рожковые гаечные ключи или аналог), точки усилия которых прикладываются в нескольких (двух и более) диаметрально противоположных точках. Метод применим при наличии опорной поверхности для рычагов (гаечных ключей) и заключается в последовательности следующих действий:
-
вал фиксируется, формируются опорные поверхности перпендикулярные валу, на котором насажен подшипник;
-
в зазор между подшипником и опорной поверхностью заводится рычаг (гаечный ключ), которым производится продольный сдвиг подшипника;
-
аналогичное действие производится в диаметрально противоположной точке;
-
использование рычага в противоположных точках повторяется до полного снятия подшипника, при увеличении зазора между ним и опорной поверхностью используются подкладные бруски или вал перемещается.

2. Деревянного бруска и тяжелого молотка, с помощью которых подшипник сбивается с вала, для чего:
-
вал надежно фиксируется, например, с использованием тисков;
-
к подшипнику прикладывает брусок перпендикулярно валу и ударом по нему в сторону свободного конца производится продольное смещение;
-
положение бруска меняется на диаметрально противоположное, чтобы исключить перекос, после чего производится удар молотком;
-
последовательность действий повторяется до снятия подшипника со свободного конца вала.

3. Посредством разрушения подшипника с использованием УШМ, зубила и молотка, ножовки по металлу и т.п. Подобный способ является применимым при условии сохранения целостности вала и посадочного места под подшипник, который является расходником, а после снятия в большинстве случаев подлежит замене.

4. Для подшипника запрессованного внешней обоймой в отверстие (например, крышки) можно использовать болт соответствующего диаметра, для чего:
-
болт вкручивается во внутреннее отверстие и упирается в поверхность крышки;
-
далее болт последовательно вкручивается и подшипник выдавливается из отверстия;
-
после демонтажа оба элемента можно выбросить.
Основным моментом при выборе способа демонтажа подшипника является условие сохранения целостности детали, с которой он сопряжен (вал / крышка и т.п.), потому что:
-
после длительного использования опорных узлов их повторное использование после снятия невозможно, ввиду нарушения геометрии тел качения и балансировки;
-
стоимость подшипника несопоставима с затратами на изготовление или покупку нового вала / крышки, поэтому его сохранностью можно пренебречь;
-
при выполнении демонтажа методом разрушения подшипника, следует защищать поверхность ротора от повреждения и особенно изгиба, при наличии которого потребуется изготовление нового.
Снятие подшипников при помощи съемников или подручных средств одинаково требует неукоснительного соблюдения техники безопасности.