Специфика диагностики
Главным виновником сбоев в функционале червячного редуктора признан износ компонентов, который происходит из-за передачи излишне большого момента. О возникновении поломки сигнализируют несвойственные работе механизма шумы, интенсивная вибрация, перегрев корпуса, отсутствие отклика валов на запуск. При обнаружении этих признаков проводится сначала осмотр, затем детальный анализ.
Типичные виды сигналов о поломке:
-
Неритмичная работа. Неравномерность работы в сочетании со стуками вызвана повреждением передаточных элементов: зубьев принимающей усилие шестерни и/или витков червячного вала. Передаточные элементы шестерни истираются гораздо медленнее, чем у червяка, потому ее достаточно повернуть неизношенной стороной к области контакта. Витки червяка наваривают или вал полностью заменяют.
-
Резкие звуки. Скрежет в сопровождении вибрации и перегрева – результат повреждения подшипников. Ремонту эти сборочные узлы не подлежат, производится замена.
-
Вибрация. Червячный редуктор вибрирует из-за неотрегулированного положения подшипников. Отклонения от соосности червяка или шестерни с соответствующим подшипником исправляются регулировкой. Интенсивная вибрация связана с отсутствием центровки между двигателем и червячным редуктором или с недостаточно жесткой фиксацией передаточного механизма.
-
Перегрев. Заметный рост температуры сигнализирует о превышении допустимой нагрузки, неполадках в системе охлаждения или недостатке смазки. Нагрузка повышается из-за износа передаточных элементов и подшипников. Причиной недостаточного охлаждения является скопление загрязнений на подвижных частях механизма. Их устраняют чисткой. Недостаток масла исправляют заливкой до нормативного уровня.
-
Вытекание масла. Чаще всего червячный редуктор протекает, если изношена или повреждена уплотняющая манжета. Ее требуется заменить. Течь устройство может в случае ослабления затяжки болтов или появления свища в корпусе. Болты достаточно подтянуть, корпус придется менять.
Своевременное выявление нарушений и принятие мер по восстановлению работоспособности червячного передаточного механизма продлевает ресурс оборудования, исключает излишнее потребление энергоносителя и расходных материалов, предотвращает более серьезную, неустранимую поломку.
Методы восстановления редуктора
На основании информации, полученной в ходе диагностики, мастер выбирает стратегию ремонта. Для выполнения операций по восстановлению работоспособности червячного устройства производится его демонтаж с отсоединением поврежденной детали или узла.
В зависимости от сведений, полученных при проведении диагностики, работы по ремонту червячного редуктора включают:
-
только регулировку составляющих червячной пары и подшипников;
-
восстановление изношенных компонентов;
-
замену поврежденных деталей и узлов на изготовленные по чертежам или приобретенные аналоги.
Параллельно с устранением поломки производится чистка от пыльного осадка, старого масла, стружек, появившихся при истирании зубьев передаточных элементов.
Устранение люфта в передаче
Люфт червячной пары значительно повышает нагрузку на двигатель. Работая в авральном режиме, мотор быстро выходит из строя. Появление зазора, последствием которого становится люфт, связано с разрушением зубьев червячного колеса и витков сопряженного с ним вала. Червячную шестерню из цветного сплава можно отремонтировать, приварив к основе новый венец с зубьями. Этот способ ремонта подходит для передаточных пар с закаленным валом. В передачах с незакаленным червяком меняют и зубчатый венец шестерни, и вал.
Если люфт стал следствием неравномерного износа витков червячного вала, допустимо сместить шестерню, зафиксировав новое положение крышками. Такое решение позволит отложить замену на время, но полностью не отменит необходимость в установке запчасти.
При обнаружении люфта при запуске нового агрегата причиной признают неотрегулированные подшипники. В момент активизации они могут сместиться под нагрузкой, которая ранее не прикладывалась. Зазор в таких ситуациях устраняют посредством регулировки и установки дополнительных уплотнителей. После притирания создавших проблему частей механизма, дополнительные сальники убирают.
Типовые нарушения работы подшипников
Сборные узлы, необходимые для вращения червячного вала и рабочего колеса, постепенно выходят из строя в ходе эксплуатации. Ресурс у них ограничен, но срок службы можно значительно увеличить, соблюдая нехитрые правила.
Профилактические меры для максимально долгой службы подшипников:
-
использование смазочных средств, рекомендованных производителем сборочных узлов и соответствующих температурным условиям эксплуатации;
-
предотвращение истирания контактирующих металлических деталей с образованием мелкой стружки, угроза устраняется посредством своевременной замены смазки;
-
регулярный контроль уплотнителей, обязательная замена сальников в случае протекания масла, незамедлительное пополнение смазки до необходимого для нормальной работы уровня.
Продуктивность восстановления технических характеристик и функционала червячного редуктора обеспечит опыт мастера, безошибочная диагностика и наличие необходимого для ремонта оборудования.