


Определить типичные повреждения электродвигателя мультиметром на любом виде промышленного оборудования, электроинструмента, бытовых устройств можно самостоятельно. Простейшая диагностика с помощью цифрового или стрелочного тестера позволяет определить причину потери работоспособности. Снятые прибором сведения помогут понять, можно ли устранить проблему собственноручно или лучше обратиться в мастерскую.
Мультиметр подходит для тестирования двигателей, которые питаются постоянным и переменным током от одно- и трехфазной сетей. Способы пригодны для синхронных и асинхронных разновидностей, коллекторных моторов. Принцип использования тестера для диагностики бесщеточных систем практически ничем не отличается, разница есть в изучении технического состояния коллекторных моторов.
Ток пробивает на корпус из-за перегрева и последующего оплавления изоляции проводки или обмоток. Причинами являются скачки сетевого напряжения, перегрузки, недостаточное вентилирование внутреннего пространства. Резкое повышение температуры, повлекшее повреждение изоляции проводов, нередко случается, когда повреждены или изношены подшипники, не действует крыльчатка обдува.
Первоначальные неполадки часто служат предпосылками к дальнейшему разрушению электродвигателя. Они усиливают вибрацию и способствуют росту температуры в период работы оборудования. Поэтому кроме изношенных подшипников и деталей контура охлаждения следует с помощью мультиметра найти поврежденный участок проводки или обмотку, которую требуется заменить.
Обмотку замыкает на корпус или на соседний аналогичный элемент, если она смещена вследствие излишней вибрации и ударов. По аналогичным причинам происходит смещение витков и обрыв проводника в пределах обмотки.
Для получения достоверных результатов следует помнить, что любые исследования с применением мультиметра не следует производить рядом с действующим источником электромагнитных волн. Генерируемые им излучения могут вызвать нежелательные колебания показаний. Постороннее влияние значительно увеличит погрешность, замедлит подачу питания к функциональным узлам тестера. Цифровой измеритель снабжен звуковым сигнализатором, который предупреждает в случае существенного отклонения напряжения от нормы.
Изучение состояния обмоток с помощью мультиметра проводится в режиме омметра. Перед исследованием стрелочный прибор требуется откалибровать. Для чего замыкают, то есть соединяют друг с другом, щупы измерительного устройства, а затем с помощью настроечного регулятора выставляют «0». Цифровые тестеры не нуждаются в такой подготовке, так как калибровка проходит автоматически.
Шаги проверки:
Выставление предела измерений. Значения сопротивления в исправном электродвигателе составляет 1000 МОм.
Измерение. Один из щупов прибора прикладывают к любой клемме двигателя, второй – к винту заземления.
Оценка информации. При неповрежденной изоляционной оболочке прибор укажет на бесконечность. Если мультиметр демонстрирует нулевое сопротивление, изоляция нарушена.
Если на дисплее тестера отображается 500 кОм, ресурс двигателя исчерпан, придется покупать новое устройство.
Если на дисплее или стрелочном экране мультиметра меньше 30 Ом, цепь оборвана, обмотка или часть устройства не получает питание.
Шаги проверки подключений:
обесточивание цепи;
разрядка конденсаторов;
перевод измерителя в режим «прозвон цепи».
Появление на экране значения меньше 30 Ом говорит о нарушении контактов, ряд моделей нового поколения сигнализируют об этом звуком.
Процедура заключается в проверке обмоток путем определения их сопротивления:
калибровка измерительного прибора;
установка предела 200 Ом;
прикладывание щупов измерителя одновременно к паре обмоток.
В идеале показания неповрежденных обмоток тестируемой пары должны быть равны. Допускается незначительная разница в снятых прибором с обоих элементов значениях, если она не превышает 10 %.
В качестве примера рассмотрим метод проверки работоспособности мультиметром трехфазного двигателя. Три катушки в его конструкции соединены параллельно звездой. Проверять их на работоспособность нужно попарно, для выявления пробоя на корпус щуп измерительного провода подсоединяют поочередно к каждой катушке.
Алгоритм выявления замыкания на корпус:
выставление максимальных величин измерения на приборе;
соединение щупов для проверки сделанных настроек;
касание одним щупом корпуса, вторым – обмотки.
О наличии замыкания просигнализируют показания на экране в несколько Ом. Если с электродвигателем все в порядке, отображенные на дисплее сведения будут в МОм. При отсутствии выявленных сбоев, щупом поочередно касаются каждой из трех фаз.
У коллекторных моделей особое устройство. Обмотка у них расположена на роторе, а статор снабжен магнитами, которые генерируют постоянный ток.
Чтобы прозвонить мультиметром коллекторный мотор:
Щупы измерительных проводов прикладывают сначала к ламелям, расположенным напротив друг друга в коллекторе.
Работоспособность якоря определяют, прикасаясь рабочей частью проводников к нему и к коллектору.
Для выявления пробоя на корпус измерения проводят, сравнивая сопротивление корпуса и выводов статора.
Межвитковые замыкания можно выявить мультиметром, но измеряют токи. Правда, показания не дают возможности оценить опасность поломки, для этой процедуры нужны более чувствительные и точные приборы. Если фазные напряжения равны, а токи отличаются на 15 %, вдобавок двигатель нагревается, его придется нести в мастерскую.
Менеджер компании свяжется с Вами
* в будние дни, с 9 до 17 часов
Теперь вы сможете получать выгодные предложения.
Мы получили ваше сообщение и благодарим за ваш отзыв.