+7 (495) 229-04-51 будние дни с 9 до 17 часов
Каталог товаров Каталог товаров
Сравнение Избранное Корзина
Полезные статьиКак снять подшипник с помощью съемника и без него

Как снять подшипник с помощью съемника и без него

Подшипники широко распространены в качестве опорных элементов для вращающихся деталей машин и механизмов, где они фиксируются с натягом внутренней или внешней обоймы.


При установке подшипников в большинстве случаев их предварительно подогревают в масляной ванне, в результате чего происходит расширение металлической обоймы и ее смазывание, которое облегчает монтаж. После длительной эксплуатации подшипников на посадочных местах, происходит адгезия их внешних контактирующих слоев, в результате чего снятие опоры становится затруднительным и требует специальных навыков.

Демонтаж подшипника съемником

Чтобы сдвинуть прикипевшую опору на валу, необходимо приложить продольное усилие, для создания которого используются специальные съемники - механические и гидравлические.


Принцип действия таких устройств является схожим:

  • захват с лапами нужен для захвата наружной/внутренней обоймы подшипника;

  • шток с центрирующим конусом упирается в торец вала или дно крышки при посадке по внутренней / внешней обойме соответственно;

  • после захвата обоймы и фиксации штока, захватывающий механизм перемещается вдоль продольной оси с помощью привода (механического или гидравлического).

Для предотвращения поломки съемника и его соскакивания при избыточном усилии снятия, в составе устройства предусматривается предохранитель, разрушающийся при достижении критического значения усилия. Для облегчения снятия подшипников, особенно крупногабаритных, возможен нагрев с использованием горелки, в результате которого металл расширяется и демонтировать внутреннюю обойму становится проще.

В механическом съемнике продольное усилие создается с помощью передачи винт - гайка с резьбой, шагом которой можно регулировать прикладываемое усилие и скорость снятия. Гидравлический привод позволяет достичь большего значения продольного усилия и наиболее востребован при работе с крупногабаритными подшипниками, например, для центробежных насосов и компрессоров.

Снятие подшипников подручными средствами

При отсутствии под рукой съемника, демонтаж подшипника можно выполнить с использованием подручных средств:

1. Пары рычагов (рожковые гаечные ключи или аналог), точки усилия которых прикладываются в нескольких (двух и более) диаметрально противоположных точках. Метод применим при наличии опорной поверхности для рычагов (гаечных ключей) и заключается в последовательности следующих действий:

  • вал фиксируется, формируются опорные поверхности перпендикулярные валу, на котором насажен подшипник;

  • в зазор между подшипником и опорной поверхностью заводится рычаг (гаечный ключ), которым производится продольный сдвиг подшипника;

  • аналогичное действие производится в диаметрально противоположной точке;

  • использование рычага в противоположных точках повторяется до полного снятия подшипника, при увеличении зазора между ним и опорной поверхностью используются подкладные бруски или вал перемещается.


2. Деревянного бруска и тяжелого молотка, с помощью которых подшипник сбивается с вала,  для чего:
  • вал надежно фиксируется, например, с использованием тисков;

  • к подшипнику прикладывает брусок перпендикулярно валу и ударом по нему в сторону свободного конца производится продольное смещение;

  • положение бруска меняется на диаметрально противоположное, чтобы исключить перекос, после чего производится удар молотком;

  • последовательность действий повторяется до снятия подшипника со свободного конца вала.


3. Посредством разрушения подшипника с использованием УШМ, зубила и молотка, ножовки по металлу и т.п. Подобный способ является применимым при условии сохранения целостности вала и посадочного места под подшипник, который является расходником, а после снятия в большинстве случаев подлежит замене.

4. Для подшипника запрессованного внешней обоймой в отверстие (например, крышки) можно использовать болт соответствующего диаметра, для чего:
  • болт вкручивается во внутреннее отверстие и упирается в поверхность крышки;

  • далее болт последовательно вкручивается и подшипник выдавливается из отверстия;

  • после демонтажа оба элемента можно выбросить.


Основным моментом при выборе способа демонтажа подшипника является условие сохранения целостности детали, с которой он сопряжен (вал / крышка и т.п.), потому что:

  • после длительного использования опорных узлов их повторное использование после снятия невозможно, ввиду нарушения геометрии тел качения и балансировки;

  • стоимость подшипника несопоставима с затратами на изготовление или покупку нового вала / крышки, поэтому его сохранностью можно пренебречь;

  • при выполнении демонтажа методом разрушения подшипника, следует защищать поверхность ротора от повреждения и особенно изгиба, при наличии которого потребуется изготовление нового.

Снятие подшипников при помощи съемников или подручных средств одинаково требует неукоснительного соблюдения техники безопасности. 

Шарнирный подшипник: основные виды, эксплуатационные параметры
Шарнирные подшипники передают радиальные, осевые и комбинированные нагрузки с помощью внутренних и наружных колец, со сферическими поверхностями скольжения....
Подробнее
Паронит ПМБ и ПОН. Изделия из паронита в машиностроении.
Современные машины и агрегаты состоят из множества взаимосвязанных частей, отличающихся по принципу действия и выполняющих различные функции. При соединении деталей, рабо...
Подробнее
Технология холодной вулканизации конвейерных лент
Какими особенностями отличается метод холодной вулканизации конвейерных лент, какие приспособления для этого требуются...
Подробнее