+7 (495) 229-04-51 будние дни с 9 до 17 часов
Каталог товаров Каталог товаров
Сравнение Избранное Корзина

Как снять подшипник с помощью съемника и без него

Подшипники широко распространены в качестве опорных элементов для вращающихся деталей машин и механизмов, где они фиксируются с натягом внутренней или внешней обоймы.


При установке подшипников в большинстве случаев их предварительно подогревают в масляной ванне, в результате чего происходит расширение металлической обоймы и ее смазывание, которое облегчает монтаж. После длительной эксплуатации подшипников на посадочных местах, происходит адгезия их внешних контактирующих слоев, в результате чего снятие опоры становится затруднительным и требует специальных навыков.

Демонтаж подшипника съемником

Чтобы сдвинуть прикипевшую опору на валу, необходимо приложить продольное усилие, для создания которого используются специальные съемники - механические и гидравлические.


Принцип действия таких устройств является схожим:

  • захват с лапами нужен для захвата наружной/внутренней обоймы подшипника;

  • шток с центрирующим конусом упирается в торец вала или дно крышки при посадке по внутренней / внешней обойме соответственно;

  • после захвата обоймы и фиксации штока, захватывающий механизм перемещается вдоль продольной оси с помощью привода (механического или гидравлического).

Для предотвращения поломки съемника и его соскакивания при избыточном усилии снятия, в составе устройства предусматривается предохранитель, разрушающийся при достижении критического значения усилия. Для облегчения снятия подшипников, особенно крупногабаритных, возможен нагрев с использованием горелки, в результате которого металл расширяется и демонтировать внутреннюю обойму становится проще.

В механическом съемнике продольное усилие создается с помощью передачи винт - гайка с резьбой, шагом которой можно регулировать прикладываемое усилие и скорость снятия. Гидравлический привод позволяет достичь большего значения продольного усилия и наиболее востребован при работе с крупногабаритными подшипниками, например, для центробежных насосов и компрессоров.

Снятие подшипников подручными средствами

При отсутствии под рукой съемника, демонтаж подшипника можно выполнить с использованием подручных средств:

1. Пары рычагов (рожковые гаечные ключи или аналог), точки усилия которых прикладываются в нескольких (двух и более) диаметрально противоположных точках. Метод применим при наличии опорной поверхности для рычагов (гаечных ключей) и заключается в последовательности следующих действий:

  • вал фиксируется, формируются опорные поверхности перпендикулярные валу, на котором насажен подшипник;

  • в зазор между подшипником и опорной поверхностью заводится рычаг (гаечный ключ), которым производится продольный сдвиг подшипника;

  • аналогичное действие производится в диаметрально противоположной точке;

  • использование рычага в противоположных точках повторяется до полного снятия подшипника, при увеличении зазора между ним и опорной поверхностью используются подкладные бруски или вал перемещается.


2. Деревянного бруска и тяжелого молотка, с помощью которых подшипник сбивается с вала,  для чего:
  • вал надежно фиксируется, например, с использованием тисков;

  • к подшипнику прикладывает брусок перпендикулярно валу и ударом по нему в сторону свободного конца производится продольное смещение;

  • положение бруска меняется на диаметрально противоположное, чтобы исключить перекос, после чего производится удар молотком;

  • последовательность действий повторяется до снятия подшипника со свободного конца вала.


3. Посредством разрушения подшипника с использованием УШМ, зубила и молотка, ножовки по металлу и т.п. Подобный способ является применимым при условии сохранения целостности вала и посадочного места под подшипник, который является расходником, а после снятия в большинстве случаев подлежит замене.

4. Для подшипника запрессованного внешней обоймой в отверстие (например, крышки) можно использовать болт соответствующего диаметра, для чего:
  • болт вкручивается во внутреннее отверстие и упирается в поверхность крышки;

  • далее болт последовательно вкручивается и подшипник выдавливается из отверстия;

  • после демонтажа оба элемента можно выбросить.


Основным моментом при выборе способа демонтажа подшипника является условие сохранения целостности детали, с которой он сопряжен (вал / крышка и т.п.), потому что:

  • после длительного использования опорных узлов их повторное использование после снятия невозможно, ввиду нарушения геометрии тел качения и балансировки;

  • стоимость подшипника несопоставима с затратами на изготовление или покупку нового вала / крышки, поэтому его сохранностью можно пренебречь;

  • при выполнении демонтажа методом разрушения подшипника, следует защищать поверхность ротора от повреждения и особенно изгиба, при наличии которого потребуется изготовление нового.

Снятие подшипников при помощи съемников или подручных средств одинаково требует неукоснительного соблюдения техники безопасности. 

Вакуумная резина как прокладочный материал. Основные требования
Установки, которые работают с давлением ниже атмосферного, называются вакуумными. Для их полноценного и эффективного функционирования необходима полная герметичность....
Подробнее
Как подобрать приводной ремень
Клиновые ремни используются для передачи крутящего момента от привода к исполнительному механизму. Чтобы обеспечить надежную работоспособность клиноременно...
Подробнее
Для чего нужны особо прочные конвейерные ленты?
Для чего нужны особо прочные ленты? В чем их особенность? С помощью каких материалов они обычно усиливаются?...
Подробнее